Актуальным вопросом современной экономики является развитие социально ответственного бизнеса. С точки зрения внутрикорпоративных отношений социально-ответственный бизнес - это бизнес, который основан на отношениях социального партнерства, а в данном случае социальное партнерство - это модель, при которой работники, трудовой коллектив, получают некоторые права, даже если они не владеют акциями предприятий.
Это модель ФРГ, скандинавских стран, США. В этом случае, представители профсоюза или трудовой совет, получает определенные права по совместному решению вопросов занятости, условий труда, оплаты труда, организации труда, который может воздействовать на стратегические решения корпорации. В ФРГ представитель трудового коллектива, лидер, входит в Совет директоров с правом решающего голоса, в каких-то случаях трехстороннее соглашение государство-профсоюз-работодатели дает профсоюзам право вето в решении социальных вопросов, касающихся увольнения или сокращения зарплаты, т.е. предприятие не может решать свои проблемы повышения конкурентоспособности за счет работника, с работником заключен долгосрочный контракт. Опыт показывает, как западные фирмы успешно конкурируют в этой области, особенно с российскими предприятиями.
Что касается включения работников в управление, то речь идет о включении к управлению квалифицированных работников, инженеров, менеджеров низшего уровня и минимальным функциям контроля и учета, начиная с уровня бригады, заканчивая более сложными проблемами. Кроме того, эффект использования инновационного потенциала работника, поскольку даже работник на низовом уровне может обладать потенциалом поиска узких мест и предложения по их решению.
В советское время, когда стали искать возможные варианты включения работника в управление, была придумана достаточно сложная система, но первым импульсом было включение всех в поиск инноваций. Автономные самоуправляющиеся бригады, кружки качества, высоких технологий, образования - это может и должно быть правилом.